Разделитель

Портрет императора Николая I

Портрет императора Николая I
В парадных интерьерах русских дворянских усадеб было принято размещать портретные галереи, где наряду с портретами членов семьи и друзей, важное место занимали портреты императоров. Изображения монархов придавали статусность усадьбе, выражали патриотические чувства. В остафьевском доме при бывших владельцах князьях Вяземских и графах Шереметевых также были портреты царствующих особ, часть из них висела в Длинной зале парадной анфилады над книжными шкафами.
В наши дни в Длинной зале на стене можно увидеть живописный портрет императора Николая I в овале, обрамленном в прямоугольную раму, работы неизвестного художника. Погрудное изображение представляет императора повернутым в три четверти к зрителю, в темном мундире с высоким воротником, золотыми эполетами с бахромой и двумя рядами позолоченных пуговиц с изображением герба Российской империи. Грудь императора украшает высшая военная награда - в петлице знак ордена Святого Георгия IV степени в форме золотого креста, покрытого белой эмалью. Нейтральный фон портрета, в виде серо-голубого неба с белыми облаками, позволяет сосредоточить внимание на лице императора и подчеркивает яркие голубые глаза Николая Павловича. Необыкновенный цвет и выразительность его глаз отмечали современники. Задумчивый взгляд, высокий лоб, тонкий прямой нос, волевой подбородок, небольшие бакенбарды и закрученные вверх усы создают благородный облик монарха, полный достоинства и величия.
Портрет императора Николая I - копия-вариант оригинала 1852 года кисти немецкого художника Франца Крюгера (1797-1857). По приглашению императора Крюгер многие годы работал в России: писал парадные портреты членов императорской семьи, военных и государственных деятелей. Николай I высоко ценил мастерство художника, отвечавшее представлениям императора о безупречном искусстве. Портрет, написанный Крюгером, получил официальное одобрение и впоследствии был предметом множества копий.
Музейная копия-вариант портрета не подписана и не датирована, но по состоянию живописных материалов, она может быть отнесена к 1850-м годам, то есть, близка по времени создания оригиналу и написана анонимным мастером с хорошей, возможно академической подготовкой.