Разделитель

Ночь музеев: научная жизнь в усадьбе Остафьево в XIX – первых десятилетиях XX вв.

15.05.2021
Ночь музеев: научная жизнь в усадьбе Остафьево в XIX – первых десятилетиях XX вв.

      Остафьево – это усадьба, прославившаяся не только своим литературным прошлым, собиравшим в ее гостеприимных стенах выдающихся представителей «Русского Парнаса», но и теми научными трудами на благо отечественного просвещения, которые были здесь написаны. На протяжении всего XIX и первых двух десятилетий XX века усадьба являлась для своих хозяев, их родственников и друзей идеальной творческой мастерской для проведения плодотворных научных занятий, чему во многом способствовали обширная усадебная библиотека, собранная несколькими поколениями князей Вяземских, и уникальный Остафьевский архив.

      В Остафьеве весной и летом 1804-1816 гг. Николай Михайлович Карамзин работал над 8 из 12 томов своей «Истории государства Российского» и впоследствии считал время, проведенное в усадьбе и посвященное «семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства, в тишине страстей мятежных», едва ли не лучшим в своей жизни.

      В Остафьеве во время холерного карантина осени 1830 года князь Петр Андреевич Вяземский плодотворно работал над осуществлением своего давнего замысла – написания книги «Фонвизин». Впоследствии он признавался в своей «Автобиографии»: «Никогда письменная работа, ни прежде, ни после, не была для меня так привлекательна, как настоящая, на которую навела меня холера. Работал и писал я прилежно, усидчиво, по целым часам до обеда, вечером за полночь»[1]. Монография Вяземского «Фонвизин» стала первым в отечественной словесности опытом создания научной литературной биографии, опиравшейся на широкий пласт документальных источников.

      Позднее в Остафьеве занимался своими историческими и филологическими изысканиями его сын, князь Павел Петрович Вяземский. Еще в молодости, во время дипломатической службы в Константинополе, он заинтересовался средневековьем, историей Византии и русско-византийскими связями. На протяжении всей жизни он неустанно собирал старопечатные книги, травники, лечебники, хронографы, жития святых и стал инициатором создания в 1877 г. Общества любителей древней письменности (ОЛДП). После выхода в отставку князь перевез свои коллекции в Остафьево и жил «окруженный памятниками и памятью прошлого, целым музеем, исключительно почти им составленным»[2]. Его перу принадлежат многочисленные статьи, посвященные русской средневековой и церковной истории: «Ходили ли скандинавские пилигримы на поклонение святым местам через Россию», «Синды, Зунд и сундары», «О русских рукописях по древней музыке», «Слово на благовещение Иоанна Дамаскина», «Обзор московских книгохранилищ» и др. Они были опубликованы в журналах «Филологические записки», «Журнале Министерства народного просвещения» и в изданиях ОЛДП. Более двадцати лет своей жизни Павел Петрович посвятил исследованию «Слова о полку Игореве». Результатом его работы стали две книги: «Замечания на “Слово о полку Игореве”» и «Слово о полку Игореве. Исследование о вариантах», вызвавшие неоднозначную реакцию в научных кругах.

      Зять князя Павла Петровича Вяземского и последний владелец Остафьева граф Сергей Дмитриевич Шереметев занимался изучением отечественной истории (особенно его интересовало Смутное время) и генеалогии, много сделал для популяризации русской усадебной культуры. Он состоял членом около десяти научных обществ, в том числе был одним из инициаторов и бессменным председателем Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III (ОРРИП). Общество издавало научные сборники «Старина и новизна», в которых публиковались документы из семейных архивов аристократических родов – Вяземских, Шереметевых, Голицыных, Куракиных, Муравьевых, Урусовых, а также материалы из архивов Зимнего дворца, Сената, Синода и министерств. По предложению Сергея Дмитриевича, с 1904 г. «Старина и новизна» издавалась в Петербурге и в Москве, причем заседания московской редакционной комиссии проходили в Остафьеве, в мемориальной Карамзинской комнате, в непринужденной атмосфере за чашкой чая.

      Сергей Дмитриевич установил в остафьевском парке памятники знаменитым владельцам и гостям усадьбы. Открытие памятника Н.М. Карамзину в 1911 г. сопровождалось научным заседанием, в котором приняли участие такие крупные российские ученые, как С.Ф. Платонов и В.С. Иконников, выступившие с докладами о значении деятельности Н.М. Карамзина для истории и его современников.

      Специально ко дню открытия памятника вышла книга сына Сергея Дмитриевича, графа Павла Сергеевича Шереметева «Карамзин в Остафьеве». Павел Сергеевич, профессиональный историк, закончивший историко-филологический факультет Петербургского университета, с успехом продолжил традиции семьи по изучению усадебного наследия. Именно ему отец планировал завещать Остафьево. В 1907 г. он писал Павлу: «К тебе обращаюсь, зная твою любовь и твои чувства к родному прошлому. Вместе с братьями будь и после нас оберегателем и хранителем наших семейных письменных свидетельств былой жизни минувших поколений… Сохрани эти чувства вместе с привязанностью … к дорогой Родине и передай последующему поколению <…>»[3]. Павел Сергеевич выполнил отцовский завет: после революции 1917 г. ему удалось получить охранную грамоту на усадьбу, он был назначен хранителем художественно-исторических ценностей в Остафьеве, а с 1921 г. стал первым заведующим музея. Несмотря на послереволюционные голод и разруху, подозрительность властей по отношению к бывшему графу, Павел Сергеевич активно занимался научной работой в музее, подготовил материалы для шестого тома «Остафьевского архива», написал путеводитель по Остафьеву и научные статьи о юношеских годах своего прадеда, князя П.А. Вяземского.   

      В отчете за 1924-1925 гг. в Музейный отдел Наркомпроса, в чьем ведении находился музей-усадьба «Остафьево», Павел Сергеевич так сформулировал задачи музея: изучение и приведение в порядок остафьевских коллекций и научное исследование[4]. По прошествии почти ста лет, несмотря на расширение и усложнение современной музейной деятельности, подход Павла Сергеевича Шереметева не теряет своего значения и актуальности.

 

Автор: Т.А. Егерева

 




[1] Вяземский П.А. Автобиографическое введение // Вяземский П.А. Полное собрание сочинений. Т. 1. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1878. С. LI.


[2] Шереметев С.Д. Князь Павел Петрович Вяземский. Воспоминание 1868-1888 годов // Мемуары графа С.Д. Шереметева. Т.3. / Составление К.А. Ваха и Л.И. Шохина. Подготовка текста Л.И. Шохина. М., 2005. С. 61.


[3] Цит. по: Квятковская Н.К. Остафьево. М.: Советская Россия, 1990. С. 236.


[4] Переписка Управления музеями-монастырями, музеями-усадьбами с музеем-усадьбой «Остафьево» // ОПИ ГИМ. Ф. 54 (Материалы Музейного отдела Главнауки Наркомпроса). Ед. хр. 643. Л. 57 об.