Разделитель

Постоянные экспозиции

Фонды "Остафьево": стол для курительных трубок из музейного собрания мебели в Остафьеве

    Курительные принадлежности XVIII – XIX вв. - не такая большая редкость в наше время. До наших дней сохранились в немалом количестве и старинные табакерки, и трубки: деревянные, пенковые, керамические. А вот столик или подставка для курительных трубок встречается не часто.

IMG-20201208-WA0006.jpg

   Традиция курить табак насчитывает столетия, в России табак появился еще при Иване Грозном. Это зелье неоднократно запрещали. Лишь при Петре Первом курение табака было легализовано, поскольку сам правитель был курильщиком, пристрастившись к этой привычке в Европе. Курение было одним из атрибутов европейского образа жизни, который настойчиво насаждал император. На знаменитых петровских ассамблеях в танцевальных залах должны были стоять столы с трубками и табаком.

    До начала XVIII столетия тертого табака в продаже не было, по мере необходимости его натирали на специальных терках. Позже заранее измельченный табак стали помещать в табакерки. Табакерки изготавливали в большом количестве, они были разных форм из разных материалов: фарфоровые, золотые, серебряные, украшались эмалью, бриллиантами и другими драгоценными камнями.

   У владельца Остафьева Андрея Ивановича Вяземского было немало табакерок. Некоторые из них можно увидеть на фотографиях с интерьерами усадебного дома рубежа XIX - XX вв. Сын и внук устроителя подмосковной бережно относились к тому, что было связано с первым владельцем усадьбы. Эти табакерки хранились в отдельной витрине.

    Столик из музейного остафьевского собрания мебели предназначен для длинных трубок. Он изготовлен таким образом, чтобы можно было закреплять на нем трубки с длинными чубуками. Стол имеет круглую столешницу с узким желобом по периметру, покрытым зеленым сукном, с выдвижным ящиком в подстолье для курительных принадлежностей; стоит на одной точеной фигурной ножке, заканчивающейся тремя резными опорами на колесиках. В центре столешницы находится витой высокий стержень с круглым диском, имеющим выемки, куда и вставляются трубки с длинными чубуками. Предмет увенчан резным стилизованным бутоном. Резьба, которой украшен столик довольно крупная, в духе своего времени. Изготовлен он в Западной Европе в середине XIX в. Этот предмет мебели служит конкретной цели – размещать и хранить курительные трубки. Столик очень удобный, он небольшого размера и занимает совсем немного места.

      Для остафьевского дома такой предмет более чем уместен, многие владельцы Остафьева курили трубки. Самый известный владелец усадьбы поэт, друг А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и других замечательных людей своего времени, Петр Андреевич Вяземский изображен на портрете работы Райта с трубкой в руке. Есть еще один портрет неизвестного художника середины XIX в., где зритель видит Петра Андреевича со спины с длинной трубкой. Павел Петрович Вяземский, сын поэта запечатлен на акварели А. Прециози 1844 года в Стамбуле, стоящим у раскрытого окна своей комнаты, и курящим кальян, к которому, вероятно,   пристрастился во время службы в Турции. По воспоминаниям Петра Андреевича мы знаем, что Николай Михайлович Карамзин, который жил с семьей в Остафьеве и работал над «Историей государства Российского…», каждое утро выкуривал трубку турецкого табаку. Карамзин «… вставал обыкновенно часу в девятом утра, тотчас после делал прогулку пешком или верхом во всякое время года… Возвратясь с прогулки завтракал он с семейством, выкуривал трубку турецкого табаку и тотчас после уходил в свой кабинет и садился за работу…».

      Непременным атрибутом мужского кабинета была коллекция курительных трубок, которая способствовала наряду с другими курительными принадлежностями созданию атмосферы мужской дружеской беседы или во время приема более широкого круга гостей – атмосфере непринужденного светского разговора. В это же время утвердилась мода на восточную экзотику, в обиход вошли турецкие трубки. Для придания красоты и изящества деревянному чубуку, его нередко стали декорировать вязаными из бисера чехлами, которые изготавливались любительницами бисерного искусства из близкого окружения владельца курительных трубок и вручались ему в качестве подарка.

      Пик увлечения трубками пришелся на середину XIX столетия. Одной из примет того времени стала трубка с длинным, чуть не метровым, а то и больше, чубуком. Считалось – чем длиннее чубук, тем лучше для легких. В конце XIX века появились специальные курительные комнаты, куда приглашали гостей и предлагали трубки на выбор. За неимением курительной комнаты, хозяин, как правило, приглашал своих гостей в кабинет. В некоторых источниках подчеркивается, что каждый курильщик имел свой собственный мундштук, который носил с собой, как носовой платок. Пепел сбрасывали в пепельницы, изготовленные из разного материала и порой очень оригинально оформленные. У Павла Петровича Вяземского были пепельницы в виде маленьких ванн из желтого мрамора, что отмечено в старых путеводителях. Нет документальных свидетельств о наличии курительной комнаты в остафьевском доме, но курительные принадлежности, конечно, были. Компания курильщиков в Остафьеве могла собираться, скорее всего, в малой гостиной или в кабинете хозяина на парадном этаже в мужской половине дома.

                01234.jpg            

                            

                               Используемая литература

- П.А. Вяземский. Записная книжка 29 (1864 и последующих годов). Vyazemskiy/lit-info.ru…

- А.Н. Греч. Убранство остафьевского дома. – ГМУО «Остафьево- «Русский Парнас», 2007.

- Каталог. Курительные трубки 18 – нач.20 вв.- СПб, Эрмитаж, 2009.

- С.В. Девятова. Курительные принадлежности и традиция употребления табака в России XVIII – XIX вв. Научные чтения памяти В.М. Василенко. Сборник статей. Вып. III : М.,2001, С.31-39.

                                                                                                Н. Баландина