Разделитель

Постоянные экспозиции

Остафьево в годы войны: дача посла Германии в Москве Фридрих - Вернер фон дер Шуленбурга

В 2021 году проходит год Германии в России. Пандемия коронавируса наложила свой отпечаток на его программу. Но это не влияет на смысл и содержание двухсторонних контактов - они по-прежнему отражают взаимное уважение и интерес стран друг к другу.

Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим масштабам, массовому героизму на полях сражений, лишениям, самоотверженному труду в тылу, и невыразимому трагизму.

22 июня 2021 года – это 80-я годовщина начала Великой Отечественной войны. Именно в этот день летом 1941 года началась самая кровопролитная и страшная война в истории нашей страны. 

Весь Советский народ встал на защиту Родины. До сих пор многие спорят о причинах воли наших людей к Победе. Что двигало ими: любовь к Родине или чувство долга перед будущими поколениями?

Главное, что не вызывает споров, - наше настоящее существует благодаря их бессмертному подвигу, движимому любовью и верой в Победу.

Война коснулась и уникальной усадьбы Остафьево, бывшего родового имения князей Вяземских. В этой старинной усадьбе счастливо сочетаются основные критерии, позволяющие считать её историческим местом, а её мемориальная ценность, все перипетии её судьбы, всё то, что происходило и происходит с ней на разных этапах существования, позволяют считать её Памятником, имеющим свою неповторимую историю.

Об Остафьеве написано много, но есть страницы истории, которые находятся в тени, а ими усадьба может по праву гордиться. Можно сказать, что Остафьеву повезло больше, чем многим другим достопримечательным местам: время и люди оберегали и сохраняли старинную усадьбу. Много легенд и интересных историй хранит Остафьево. На территории усадьбы в пейзажном парке располагалось отдельное строение, неприметное с виду, так называемая дача Шуленбурга. Из известных фактов можно предположить, что в предвоенные и военные годы использование этой дачи находилось под личным контролем В.М. Молотова – председателя Совнаркома СССР. Очевидно, не без санкции Молотова в 1939 -1941 годах дача в Остафьеве была предоставлена председателю посла Германии в Москве Фридрих - Вернер фон дер Шуленбургу. Он выступал за сотрудничество Германии и Советского Союза, участвовал в заключении германо – советского пакта о ненападении от 23 августа 1939 года, выступал против войны с Советским Союзом. Видя, что надвигается катастрофа, он решился на отчаянный шаг. В конце мая 1941 года он организовал в Москве несколько конфиденциальных встреч с полномочным представителем СССР в Германии Владимиром Деканозовым, на которых открыто, предупредил советское руководство о готовящемся нападении и назвал его точную дату. В надежде, что советской стороне удастся найти меры, способные хотя бы на время отсрочить начало войны, он пошел на нарушение присяги и государственную измену.

Однако посол рисковал напрасно. К этому времени в распоряжении Сталина уже было около сотни подобных предупреждений, полученных от разведки и по дипломатическим каналам. Причем в некоторых из них указывалась не только дата, но и подробности плана вторжения. Однако Сталин оставался глух. Сама мысль о скорой войне с Германией приводила его в состояние, близкое к панике. Донесения о готовящейся войне, количество которых росло, как снежный ком, он считал спланированной англичанами кампанией по дезинформации, призванной поссорить его с Гитлером. Неудивительно, что отчет Деканозова о встрече с фон Шуленбургом был воспринят в том же ключе и оставлен без внимания. Война началась менее чем через месяц. В ночь на 22 июня 1941 года фон Шуленбург получил из Берлина телеграмму с текстом ноты об объявлении войны Советскому Союзу. В половине шестого утра, через два часа после начала военных действий, он был принят в народном комиссариате иностранных дел и вручил ее Молотову. Как вспоминали впоследствии свидетели этой сцены, германский посол, зачитывая текст ноты, едва сдерживал слезы. После того, как все формальности были исполнены, посол, отбросив дипломатический этикет, высказал присутствующим все, что он думал о своем руководстве и развязанной им войне. Тем не менее, по возвращении в Берлин фон Шуленбург с государственной службы не ушел и остался работать в аппарате МИДа. Более того, он прилагал определенные усилия с целью исправить ситуацию. После разгрома гитлеровских армий под Москвой и провала блицкрига он направил Гитлеру записку с предложением начать сепаратные переговоры с Москвой. Единственным ответом были насмешки. И это подтолкнуло фон Шуленбурга в ряды оппозиции гитлеровскому режиму. Фон Шуленбург не избежал общей участи. В 1944 года 68-летний Вернер фон дер Шуленбург, отдавший 43 года службе Германии на дипломатическом и разведывательном поприще, был расстрелян. Так закончилась жизнь человека, который сначала создал мощную агентурную сеть на территории России и Советского Союза, а затем разочаровался в политике Адольфа Гитлера и, несмотря на страшный риск, нашел в себе силы и мужество принять участие в борьбе против фюрера. В Германии сохранились его дневниковые записи. К сожалению, дача Шуленбурга на территории музея Остафьева не сохранилась.             

Автор: Татьяна Мокеева