Разделитель

Предметы веджвудской керамики в музейном собрании Остафьева

Предметы веджвудской керамики в музейном собрании Остафьева

photo_2023-02-27_10-12-35.jpg

Веджвудская керамика – это особый тип керамики, известный своей матовой неглазурованной поверхностью, его еще называют яшмовым или бархатным. Впервые «бархатный фарфор» был разработан Джозайя Веджвудом в 1770-х -1780-х годах. Выпускался он в нескольких разных цветах, самый известный – голубой, который получил название Wedgwood Blue по имени своего создателя. По однотонному нежно-матовому фону, чаще голубому, который стал фирменным цветом английского производителя, накладывались тончайшие белые рельефы в греко-римской стилизации и закреплялись в процессе обжига. Техника рельефного рисунка напоминала резьбу камей на многослойных поделочных камнях. При формировании рельефного декора учитывалось основное правило - он должен был укладываться во фризовую композицию и направляться вдоль плоскости. Веджвудская керамика обладала повышенной прочностью и отличалась изящным художественным оформлением. Яшмовая масса – не единственное изобретение мастера. Также с его именем связаны: изготовление пирометра – прибора, позволяющего измерять точную температуру в печах для обжига керамических изделий, опыты с цветными глазурями и многое другое, что вызывает желание познакомиться с этой яркой талантливой личностью поближе.


Джозайя Веджвуд (1730-1795), потомственный британский керамист XVIII века, своими техническими инновациями, своим художественным вкусом, нестандартным мышлением в области предпринимательства опередил свое время, успешно осуществляя союз науки, искусства и промышленности. Веджвуд начал продавать свою продукцию в Лондоне. Он первым создал сеть магазинов-салонов, ввел в обиход печатные каталоги товаров с подробным их описанием, создал систему возможного возврата товаров «не соответствующих пожеланиям заказчика». Все это выходило за рамки принятых в его время стандартов и вошло в практику столичных универмагов только в XIX столетии. Благодаря коммерческой дальновидности Веджвуда и его компаньона Томаса Бентли, им удалось развернуть крупномасштабный экспорт изделий. Время для развития производства было самое подходящее, промышленная революция в Англии шла полным ходом. Первым шагом успешной карьеры Веджвуда было изготовление кремового фаянса, который произвел впечатление на королеву Шарлотту, жену британского короля Георга III, и стал называться «королевским».


Британия в глазах очень многих в Европе и за ее пределами была воплощением прогресса и идеалов просвещения. Среди российских интеллектуалов эта страна была под постоянным пристальным вниманием. Н.М. Карамзин в «Письмах русского путешественника» пишет о своих позитивных впечатлениях после посещения Англии.


Конечно, Россия была очень важна Веджвуду для экспорта его продукции, Екатерину II он называл своей покровительницей. Интересна история сервиза с зеленой лягушкой, который заказала керамисту русская императрица. Мастер привлек 30 художников, чтобы на огромном количестве предметов (около тысячи) изобразить виды пейзажных парков, садов, монастырей, руины, особняки знати Британских островов, которые копировали с гравюр и которые ни разу не повторялись. Путевой дворец, для которого изготавливался сервиз, находился под Санкт-Петербургом, в местности с названием, означавшим в переводе с финского «лягушачье болото», поэтому на каждом предмете была изображена лягушка в гербовом щите. На сегодняшний день сохранившаяся часть сервиза, в составе около 770 предметов, хранится в Государственном Эрмитаже.


Появление изделий из яшмовой массы в 1780-х годах произвело огромное впечатление в британском обществе. Веджвуд работал с современными ему художниками и в первую очередь с классицистом Джоном Флаксманом (1755- 1826), для которого в творчестве была характерна утонченная строгость линий, что прекрасно смотрелось в рельефах. Веджвуд даже поспособствовал художнику в его поездке в Рим для совершенствования мастерства, снабдив адресами и рекомендательными письмами. Это очень характерно для мастера, который создавал прекрасные условия и для своих рабочих, был известен своими прогрессивными взглядами, выступал против рабства. Его личность, его неутомимый труд вызывают огромное уважение. Он так занимался своим делом, что способствовал процветанию не только своего предприятия, но процветанию своей страны. Все старые традиции соблюдаются в производстве до сих пор.


Нашему музею были переданы по завещанию Марии Николаевны Ангарской (1912- 1989), дочерью известного издателя Клестова-Ангарского (1873-1941), четыре предмета этой известной торговой марки: настольные часы, парные подсвечники в форме вазонов и подсвечник, украшенный бронзовой скульптурой.

КП_2905.JPG

Корпус часов прямоугольной формы с закруглёнными углами в верхней части, изготовлен из яшмовой массы голубого цвета с рельефным накладным декором из яшмовой массы белого цвета. В центре изображена женская фигура в развивающихся одеждах с цветами в руках и в окружении бабочек, вероятно Флора. По краю вся передняя часть корпуса декорирована орнаментом в виде роз. Циферблат в верхней части - металлический с римскими цифрами. Механизм и маятник с обратной стороны закрыты стеклянной матовой крышечкой круглой формы в металлической оправе. Основание корпуса опирается на четыре металлические ножки, передние украшены маскаронами.

banner.jpg

Парные подсвечники изготовлены в форме вазы - амфоры из яшмовой массы голубого цвета на металлическом основании, в горлышко вмонтирован металлический свечник. Украшает тулово каждой вазы рельефный декор из белой яшмовой массы в виде античных фигур с музыкальными инструментами и масками в руках, опирающихся на палицу, тумбу или колонну, а также орнаменты в виде акантовых и лавровых листьев, бантов, деревьев и цветов. Некоторые персонажи на обоих предметах повторяются, но есть и отличия.


На тулове одного из подсвечников изображены: муза Мельпомена с трагической маской в одной руке и палицей - в другой; муза комедии Талия с маской и поднятой клюкой; муза любовной поэзии Эрато с кифарой. Полигимния - муза священных гимнов задумчиво опирается на колонну; в руках четвертой – указка, направленная на шар, это муза астрономии и астрологии Урания. В верхней части тулова с одной стороны изображен кувшин, с другой шлем, подвешенные на ленте с бантом. На внешней стороне дна именно этого предмета очень хорошо видны клейма Веджвудского производства.


На тулове второго подсвечника также изображена муза Мельпомена с трагической маской, опирающаяся на палицу – символ неизбежного наказания тем, кто нарушает волю богов; муза Эрато, играющая на кифаре. Еще одна муза держит в руках свиток, так обычно изображают музу Клио. Изображение следующей фигуры с музыкальным инструментом - под вопросом, возможно, это Терпсихора – муза танца и хорового пения, она также часто изображалась с лирой. В верхней части с одной стороны тулова вазы – накладка в виде подвешенных на ленте музыкальных инструментов, с другой – горящий факел. Клеймо Веджвудской мануфактуры видно частично, металлическое основание закрывает значительную его часть.


С особым изяществом выполнен четвертый предмет из веджвудской керамики. Оформлен этот подсвечник наряднее парных подсвечников и отличается от них формой и художественным решением. Он украшен женской фигурой патинированной бронзы, поддерживающей на голове свечник золочёной бронзы и стоящей на перевёрнутой чаше цветка также золочёной бронзы, закреплённой на подставке из яшмовой массы на металлическом основании.


Изображения, которые можно сравнить с аппликацией в виде белых рельефных накладок на голубом фоне, заставляют обратиться к античной мифологии. Например, одна из изображенных женщин держит за ножку младенца, висящего вниз головой над сосудом в виде вазы, словно стремится опустить его в этот сосуд, а в другой руке держит горящий факел. Рядом сидит мужчина с двумя зажженными факелами. Изображение факела в античной культуре имеет многозначное символическое значение и, прежде всего, поднятый горящий факел – это символ жизни. Возможно, мы видим иллюстрацию к мифу о рождении Ахилла. В одном из ранних вариантов мифа его мать морская нимфа Фетида хотела погрузить новорожденного в кипящую воду (есть версия – в огонь), чтобы испытать - бессмертен ли младенец, и сделать его бессмертным. (Более широко известно другое сказание об Ахилле - Фетида окунула младенца в воды Стикса, держа его за пятку, чтобы он обрел бессмертие). Этот сюжет с младенцем, которого держат за ножку над сосудом, встречается и на других веджвудских изделиях, например, на тулове кашпо для цветов из национального музея Ливерпуля, который экспонировался на выставке «Непревзойденный Веджвуд» во Всероссийском музее декоративного искусства в 2014 году. К выставке был издан замечательный каталог.


Дополняют изобразительный ряд на подсвечнике две женские фигуры, натягивающие луки и стоящая на пьедестале богиня-охотница Диана с ланью. Далее расположена композиция с сидящими и стоящими мужскими и женскими фигурами, известная под названием «Елена и Парис». Это изображение выполнено с барельефа III века до н.э., его иллюстрирует в своей книге «Легенды и мифы древней Греции» Н.А. Кун.


Все изображения на наших музейных предметах веджвудской керамики — из античной мифологии. Около 1770 года Европу охватило увлечение античностью, и Веджвуд использовал новые возможности для рынка декоративной керамики. Украшение интерьеров в «античном вкусе» вызвало спрос на классические вазы, форма ваз использовалась и для курильниц, и для светильников. В нашем случае, в форме ваз оформлены парные подсвечники. Классические формы и сюжеты выполнялись и в последующие десятилетия и века.

Точная датировка наших музейных экспонатов пока неизвестна. Веджвудская керамика является национальным достоянием Великобритании, технология изготовления сохраняется до сих пор, подобные предметы встречаются в музеях с разной датировкой. Нельзя исключить то, что металлические детали парных ваз не являются «родными», поскольку в доступных источниках, которые удалось найти, подобные вазы выполнены полностью из керамики и функциональное назначение их иное, они не являются осветительными приборами, а носят чисто декоративный характер. Что касается керамической части - перед нами несомненный Веджвуд. Об этом свидетельствуют клейма, качество обработки, художественное исполнение. Экспонаты можно увидеть в нашем музее на выставке «Дары и дарители».


Используемая литература:

- Непревзойденный Веджвуд – Москва: Пинокотека, 2014

- Полный каталог коллекций. Скульптура – ГМЗ: Павловск, т.3, вып.1,2

- Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. Изд.5 – М. «Просвещение», 1975. С .264

   

Н. Баландина